Запуск строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург и седьмого энергоблока Ленинградской АЭС

размещено в: Новости | 0

Глава государства по видеосвязи принял участие в мероприятии, посвящённом началу полномасштабной реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург, и в церемонии заливки первого бетона в основание ядерного острова энергоблока № 7 Ленинградской АЭС.

Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург пройдёт по территории шести российских регионов, в которых проживает около 30 миллионов человек. С запуском ВСМ – при условии следования состава без остановок – минимально возможное время в пути между двумя столицами составит 2 часа 15 минут.

Ленинградская АЭС работает с 1973 года и обеспечивает более 55 процентов энергопотребления Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ввод в эксплуатацию 7-го энергоблока станции запланирован на 2030 год. В его создании используются передовые технологии, отвечающие всем международным и российским требованиям безопасности.

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Сегодня мы даём старт сразу двум масштабным, значимым проектам – созданию 7-го энергоблока Ленинградской атомной электростанции, а также высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

По каждому из них предстоит большая, напряжённая работа. Желаю всем её участникам успехов. Уверен, что все планы будут реализованы на самом высоком профессиональном уровне.

Подчеркну: два этих объекта очень важны для экономики, промышленности, для наращивания нашего инфраструктурного, технологического, энергетического потенциала, для развития регионов и повышения качества жизни людей.

Особо подчеркну, что в ходе строительства должны применяться прежде всего отечественные разработки и оборудование. Это важно для дальнейшего укрепления технологической независимости страны.

Напомню, что именно такая задача была поставлена в Послании Федеральному Собранию. Там же было объявлено о запуске национальных проектов технологического суверенитета, в том числе в области всех видов транспорта, а также атомных и энергетических технологий – кстати сказать, у нас здесь 99 процентов наших технологий применяется. Их реализация должна стать мощным стимулом для технологического обновления промышленности, для качественного роста всей экономики.

Здесь отмечу, что Россия является мировым лидером в сфере атомных технологий. При нашем содействии в зарубежных странах практически с нуля создаётся атомная энергетика, целая отрасль создаётся, обучаются специалисты, развивается необходимая инфраструктура в соответствии с самыми строгими природоохранными стандартами. Так, сегодня «Росатом» ведёт сооружение 22 энергоблоков в семи государствах.

Активно развивается атомная энергетика и внутри нашей страны. Планируется, что к 2045 году доля атомной генерации в общем энергобалансе России будет увеличена до 25 процентов.

Строительство нового, эффективного энергоблока Ленинградской АЭС станет хорошим вкладом в эту работу. Его запуск повысит энергобезопасность всего Северо-Западного региона России, на годы вперёд обеспечит потребителей более экологичной, чистой электроэнергией.

В целом от развития атомной энергетики, других генерирующих мощностей по всей стране во многом зависит открытие новых социальных и промышленных объектов, реализация крупных инфраструктурных проектов, в том числе по созданию высокоскоростного железнодорожного сообщения.

Флагманским, стартовым этапом здесь, как уже говорил, станет именно магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом. Она пройдёт по территории шести субъектов Федерации, в которых проживает около 30 миллионов человек. Это порядка 20 процентов всего населения России.

В перспективе такие выделенные высокоскоростные маршруты соединят и другие наши регионы, будут способствовать росту туризма и деловой активности.

Что ещё важно отметить. Проект высокоскоростной магистрали предполагает широкую производственную кооперацию, участие многих трудовых коллективов и инженерных команд, а значит – хороший стимул к развитию получит целый ряд отраслей нашей экономики. Будет сделан ещё один шаг в укреплении технологического суверенитета страны.

Основные подходы к реализации этого крупного проекта мы с коллегами недавно обсуждали. Пора переходить к практической реализации. Но должен сказать, коллеги, которые вовлечены в эту работу, знают, что сама эта тема обсуждалась уже очень давно. Но теперь мы в финансовом, экономическом и технологическом смысле созрели, чтобы этот крупный, но нужный нашей экономике проект реализовать. Давайте начнём работу.

Пожалуйста, слово Виталию Геннадьевичу Савельеву – Министру транспорта.

В.Савельев: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы даём старт глобальному проекту – строительству высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Прежде всего я хочу поблагодарить Вас лично, Владимир Владимирович, за это решение – приступить к строительству высокоскоростного движения в России.

Безусловно, высокоскоростные магистрали, которые мы будем строить, и первая из них – это Москва – Санкт-Петербург, они коренным образом изменят транспортный ландшафт отрасли.

Многое уже для этого сделано и делается. Я хочу отметить большую работу, которую проводит Правительство Москвы и РЖД по строительству Центрального транспортного узла, московских центральных диаметров, которые являются составной частью этой нашей магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Как мы уже говорили на совещании в Верхней Пышме в феврале текущего года, и те решения, которые Вы тогда приняли, дают нам возможность подписать концессионное соглашение, которое сегодня проходит процедуру согласования в Правительстве. И тогда уже все вместе мы начнём работать по развёртыванию в целом этого проекта.

Ключевой стадией этого проекта также будет создание отечественного высокоскоростного поезда. Это то, о чём Вы сейчас сказали. Это новые технологии, новые решения. Поезд со скоростью 400 километров в час – это такая технология, которая позволит нам быть среди ведущих мировых держав в этой области.

На самом деле мы на сегодняшний день готовы к реализации этого проекта, и, безусловно, наши граждане ждут этих решений.

Скорость и проезд между Москвой и Петербургом займёт всего 2 часа 15 минут вместо четырёх часов, а движение между Москвой и Тверью сократится до 39 минут, Великий Новгород – Санкт-Петербург – 29 минут. Конечно, такого у нас в истории ещё не было. И мы очень надеемся, что мы реализуем данный проект в указанные сроки. Все к этому готовы и, как Вы уже отметили, у нас для этого всё есть.

Спасибо Вам. Благодарю за внимание.

С.Собянин: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Когда-то история российских железных дорог, по большому счёту, начиналась с дороги Санкт-Петербург – Москва. Наверное, тоже тогда было много сомнений в том, насколько этот проект реализуем, насколько он вообще возможен и так далее.

Сегодня, по сути дела, начинается новая история российских железных дорог уже на современном, высокотехнологичном уровне. И Вы правильно на совещании в Пышме сказали, что, по большому счёту, после реализации этого проекта это будет новая транспортная реальность в нашей стране и [она] объединит миллионы людей.

Для Москвы и Санкт-Петербурга это, конечно, важнейшая дорога, которая соединит две агломерации, миллионы людей, которые очень часто ездят из Москвы в Санкт-Петербург, обратно. Это, конечно, и деловая активность, как Вы сказали, и туризм, это просто другое качество жизни и другая экономика, что немаловажно.

Владимир Владимирович, Вы открывали МЦД-3, который идёт как раз в сторону Санкт-Петербурга, до Зеленограда из Москвы. И когда мы строили D-3, мы сразу делали заделы под ВСМ. Уже серьёзные заделы сделаны. Это даёт возможность практически с сегодняшнего дня начинать уже проект строительства ВСМ.

Вокзал в Зеленограде, на котором мы сейчас находимся, – современный комплекс, он является, по сути дела, частью вокзала ВСМ, которая пройдёт. Первая остановка в Москве будет здесь, в Зеленограде.

Так что заделы есть, Владимир Владимирович. Можно приступать к работе.

Спасибо Вам огромное.

В.Путин: Сергей Семёнович, когда мы встречались в последний раз, с коллегами обсуждали этот вопрос, много дискуссий было по поводу источника финансирования. Знаю, что Ваша команда, Вы поддержали ряд предложений, которые были сделаны Правительством и возникли в ходе обсуждения с коллегами из других регионов (кроме Москвы). Решения, которые в конечном итоге состоялись, Москву устраивают?

С.Собянин: Да, Владимир Владимирович. Всё то, что мы обсуждали на совещании под Вашим руководством, будет выполнено в полном объёме.

В.Путин: Спасибо большое.

Пожалуйста, Белозёров Олег Валентинович.

О.Белозёров: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Хочу высказать, Владимир Владимирович, Вам слова признательности за принятие решения по поводу начала строительства высокоскоростной магистрали. Мы считаем, мы знаем, мы докладываем, мы – лучшие железные дороги мира, но у нас не до конца был реализован один сегмент: это именно отечественная стройка и высокоподвижной состав. При этом, как Вы и сказали, мы уже технологически готовы к тому, чтобы это сделать у нас, в России, импортозаместиться.

На сегодняшний момент мы проводим проектные работы. Они по ряду участков у нас уже закончены. А в рамках Центрального транспортного узла здесь, в Москве, пятый и шестой путь – это выход из Ленинградского вокзала в сторону Санкт-Петербурга, – уже ведётся строительство, и в этом году мы планируем освоить 14 миллиардов – построить уникальный мост через канал имени Москвы, ещё ряд больших искусственных сооружений.

При этом уже проделана огромная работа по высокоскоростному подвижному составу. Уже окончательно выбран эскизный вариант поезда, он утверждён. Это 8-вагонный поезд, который будет двигаться со скоростью 400 километров в час максимум, а крейсерская скорость будет 360 километров в час. Этот поезд можно будет сдваивать, то есть либо 8-вагонной, либо 16-вагонной компоновки, четыре типа вагонов. Практически сейчас ведётся конструкторская документация. Всё, что мы обещали на совещании в Пышме, мы своевременно выполним.

Спасибо большое.

В.Путин: У нас, конечно, самые лучшие железные дороги, у меня сомнений нет. Но я так понимаю, и мы с Вами тоже говорили об этом, что строительство этой высокоскоростной магистрали, предназначенной для пассажирского движения, позволит нам повысить и скорость перемещения грузовых составов, скорость перемещения грузов.

О.Белозёров: Да, Владимир Владимирович. Позволит и повысить скорость перевозки грузов, и – что ещё важно – позволит вывозить из почти 18 регионов России на северо-запад дополнительных 30 миллионов объёмов грузов. Такая синергия пассажирского и грузового движения здесь будет достигнута.

В.Путин: Здорово. Спасибо.

Герман Оскарович, мы ещё с Вами, когда в Петербурге работали, мечтали о том, что построим такую дорогу. Собственно, не только мы, мечтали тогда наши руководители: и Анатолий Александрович Собчак, и Алексей Алексеевич Большаков.

Мы реально сложили финансовую схему сейчас, по Вашему мнению, для всего этого достаточно большого и капиталоёмкого проекта?

Г.Греф: Владимир Владимирович, во-первых, хочу сказать, что сегодня, наверное, такой очень значимый день. Спасибо большое Вам и спасибо большое всем коллегам, которые здесь присутствуют, потому что это была большая командная работа, и, действительно, без неё, наверное, невозможно было реализовать мечту 30-летней давности. Мы помним это. Мы говорили: самая большая и самая дорогая яма в Петербурге – на месте Московского вокзала. И сейчас наконец эта мечта может осуществиться.

В зоне агломерации проживает 30 миллионов человек. По нашим подсчётам, по самым скромным подсчётам, железная дорога будет перевозить 23 миллиона человек в год, вырастет огромный туристический поток.

Мы посмотрели, Владимир Владимирович, влияние на экономику и на рост населения. Если взять за прообраз Китай, то в Китае рост ВРП в регионах, которые объединены высокоскоростной магистралью, на 20 процентов быстрее, чем на всех остальных территориях. В общем, даже зависимость такова, что в развитых территориях ВРП растёт примерно на 15 процентов быстрее, а в депрессивных территориях растёт на 25–30 процентов быстрее, чем по всей остальной стране.

Это говорит о том, что для таких регионов, как Тверь, Новгород, областных территорий потенциал развития будет просто огромным. Земли, которые в общем сегодня не имеют ценности, будут обладать огромной инвестиционной ценностью. Очевидно, что бизнес с удовольствием пойдёт туда. Будут осваивать эти территории как под промышленное, так и под гражданское строительство. Это, конечно, новая жизнь этим территориям.

Но самое главное, что это полигон для создания российских технологий. Сегодня только две страны в мире обладают этими технологиями – это Китай, который 20 лет назад ещё не обладал такой технологией, на базе Siemens создал новую технологию, и Япония. Ни в Европе, ни в Соединённых Штатах Америки пока такого скоростного движения не реализовано. Собственно, мы будем третьей страной в мире, которая реализует эту задачу – скоростное движение 360–400 километров в час.

Ещё один момент, который мы сейчас тоже внимательно посмотрели в Китае, сейчас делаем обсчёт для России. Количество занятых в Китае – 300 тысяч человек, занятых на скоростном железнодорожном движении. У нас вместе со стройкой это будет 40 тысяч человек в течение следующих шести лет.

Что очень важно. В Китае резко сократились выбросы топлива. Мы посмотрели, сколько сокращено выбросов топлива за один год, – 2 миллиарда тонн топлива не выбрасывается в атмосферу благодаря железнодорожному сообщению.

Экономия выбросов CO2 в атмосферу – 6,3 миллиарда тонн. Китайцы очень досконально это посчитали. Мы сейчас стараемся посчитать для нашего проекта. Я думаю, что в течение месяца мы это сделаем.

Но выбросы скоростного электрического железнодорожного транспорта примерно в 10 раз ниже, чем авиационного, и, соответственно, где-то примерно в шесть раз ниже, чем автомобильного. Поэтому это тоже два аспекта, которые нужно иметь в виду.

И, Владимир Владимирович, что касается финансирования. В принципе мы собрали инвестиционный пул на 1,5 триллиона рублей, финансирование банковского и пенсионных фондов, тоже спасибо всем коллегам. Практически все механизмы финансирования готовы, и мы готовы начать финансирование строительства совместно с ВЭБ по механизму Фабрики проектного финансирования завода уже. И дальше, конечно, уже строительство железнодорожного пути.

Мы очень конструктивно работаем сейчас с Центральным банком. Два вопроса, которые были поставлены в Вашем поручении. Фактически по одному вопросу мы согласовали. Это приведёт к возможности снижения стоимости фондирования. Второй вопрос ещё в процессе, но мы активно работаем. Я думаю, что тоже найдём подходы, как решить эту проблему.

В целом мы со своей стороны максимально готовы начинать проект, Владимир Владимирович. Поэтому, если Вы дадите старт, я думаю, что все коллеги с огромным желанием эту многодесятилетнюю мечту начтут реализовывать.

Спасибо большое.

<…>


Источник — Президент России