Встреча с учащимися вузов Калининградской области

размещено в: Новости | 0

В День российского студенчества Владимир Путин встретился с учащимися высших учебных заведений Калининградской области.

Мероприятие прошло в Доме студента Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Открытый после реконструкции в 2022 году, «Студхаус» представляет собой единый многофункциональный комплекс для организации досуга учащихся. В него, в частности, входят коворкинги, зоны для творчества и отдыха, музыкальная и звукозаписывающая студии, залы для танцев и киберспорта.

Перед началом встречи глава государства осмотрел макет строящегося кампуса БФУ – «Кантиана», который возводится в рамках национального проекта «Наука и университеты» с учётом приоритетов развития региона. При создании нового студенческого городка фокус направлен на медицину, IT, инженерию, химию и педагогику.

* * *

В.Путин: Дорогие друзья, добрый день!

Цель нашей встречи в таком формате – поздравить вас с вашим праздником, с Днём российского студенчества. Поздравляю вас, всех студентов нашей страны, аспирантов, преподавателей, да и выпускников. Все мы помним, что мы когда-то учились в университете, в институте, и конечно, это такие незабываемые годы.

Сейчас, когда и страна наша активно развивается, мир находится в такой стадии фундаментальных изменений, я имею в виду не только политическую сферу, мироустройство, многополярность и так далее, я имею в виду и технологические изменения, технологическую революцию, всё, что происходит в мире вокруг нас, – быстро, интенсивно и интересно всё развивается. Но для того, чтобы чувствовать себя полноценным участником этого процесса, нужно хорошо учиться. Не жалеть для этого времени, не жалеть сил и быть на гребне всегда происходящих событий.

С 1755 года 25 января, когда Елизавета Петровна подписала Указ о создании Московского университета, потом эта дата, как известно, преобразовалась, много позднее, в День российского студенчества. Это о чём говорит? О том, что в нашей стране постоянно на протяжении веков уделяли огромное внимание и придавали большое значение развитию образования. Потому что, безусловно, от уровня образования, от уровня применяемых технологий, от того, какие амбиции возникают у каждого конкретного человека, региона либо всей страны зависит будущее государства.

Именно поэтому, особенно сегодня, когда знания приобрели не какой-то эфемерный, умозрительный характер, а наоборот, стали частью экономического роста, частью повышения обороноспособности страны, сохранения государственности, наших традиций и самих этносов Российской Федерации, – сегодня всё именно так, и от образования зависит успех и будущее нашего государства.

Образование – это та сфера, которой вы сейчас активно занимаетесь. Я ещё раз вас сердечно поздравляю с Днём студента и желаю вам успехов.

Наверняка у вас есть какие-то соображения, идеи, связанные с самим образовательным процессом, с тем, что происходит в вашем университете, наверняка есть какой-то обмен информацией с вашими сверстниками, которые учатся в других учебных заведениях. Если есть какие-то предложения, соображения или анализ того, что сейчас происходит в сфере образования, – пожалуйста, я с удовольствием вас выслушаю и если смогу, то отреагирую. Первое. А второе: безусловно, мы постараемся учесть это в своей практической работе по развитию системы образования в России.

Пожалуйста. Прошу.

Л.Лазицкая: Уважаемый Владимир Владимирович!

Для меня честь быть сегодня здесь, задавать Вам первый вопрос. Меня зовут Лазицкая Лада, третий курс, бакалавриат, психология.

В настоящий момент я являюсь председателем студенческого совета Высшей школы образования и психологии Балтийского федерального университета.

Мой вопрос состоит из двух аспектов.

Первое. Сейчас студентами становятся до 70 процентов выпускников школ, увеличивается количество бюджетных мест, работают меры государственной поддержки российского студенчества. Но немаловажно и то, что сейчас по факту наличие диплома о высшем образовании превратилось в требование по умолчанию для работодателей даже для тех вакансий, где это, может быть, и не нужно. Как Вам кажется, всем ли необходимо высшее образование?

И второй момент. Сейчас много говорят о цифровизации, об искусственном интеллекте, в вузах появляется много курсов и новых модулей. Как Вы считаете, какими универсальными компетенциями стоит обладать студентам, чтобы оставаться востребованными на рынке труда?

В.Путин: Что касается требования высшего образования со стороны работодателей по умолчанию. Вы знаете, я не вижу такого требования, не чувствую, что такое требование есть у работодателей. В обществе в целом похоже, что к этому идёт.

Лет десять назад, по-моему, 50 процентов выпускников считали, что они должны получить высшее образование, сейчас – 70 с лишним. И количество родителей, которые считают, что ребёнок должен получить высшее образование, кратно выросло. И такая потребность у людей – в получении высшего образования – действительно есть. Этому, безусловно, способствует и в известной степени политика государства, потому что мы постоянно увеличиваем количество бюджетных мест.

Кстати говоря, когда я получал высшее образование, в Советском Союзе это стремление получить высшее образование, – сейчас не могу привести эти проценты, не знаю, как соотнести это с сегодняшней ситуацией в Российской Федерации, – но тогда стремление к получению высшего образования было очень высоким. Я сам из рабочей семьи: и мама, и отец – рабочие люди, но они стремились во что бы то ни стало создать мне условия для того, чтобы я получил высшее образование. Это было общим настроем в обществе.

Сейчас мы видим, что интерес к высшему образованию явно растёт. На самом деле что происходит? На производстве, особенно сейчас, в наши дни, очень важную роль играют люди рабочих специальностей высокой квалификации. Совсем недавно трудно было себе представить, что человек, которого называют рабочим, управляет каким-нибудь сложным станком – ЧПУ [числовое программное управление] ещё ладно, ещё сложнее есть – или занимается какими-то вещами в сфере химической промышленности, биологии, фармацевтики и так далее. А сейчас это становится нормой.

Поэтому для производства на самом деле не так уж и важно, имеет человек какую-то «корочку» о высшем образовании или нет. Но, конечно, высшее образование создаёт определённые преимущества, кстати говоря, и по зарплате тоже – да, да, это факт. Есть такая премия, считается премией за образование: если у человека есть высшее образование, то работодатель сразу планочку поднимает.

Хотя по отдельным направлениям деятельности и по рабочим профессиям уровень заработной платы сегодня достаточно высокий. Скажем, у водителя КрАЗа на каких-нибудь работах, где используется такая большая техника, зарплата начинается от 200–300 тысяч – прилично на сегодняшнее время. Те же самые рабочие, которые управляют сложной техникой, станками с ЧПУ и так далее, – тоже где-то от 100–200 тысяч [зарплата].

Но дело ведь не только в заработной плате, хотя это важно, без всяких сомнений. Вопрос в том, чтобы человек чувствовал, – сейчас я подхожу к самому главному, постараюсь ответить на Ваш вопрос, – чтобы человек чувствовал, что он занимается любимым делом и добивается результатов. Это самое главное, понимаете? Если человек занимается любимым делом и успешен в этом деле, он счастлив. К этому надо стремиться.

А самое-то, главное, на мой взгляд, чем бы человек конкретно ни занимался, – я много раз уже говорил и все специалисты в области образования, спросите Вашего ректора Александра Александровича [Фёдорова], он Вам то же самое скажет, – самое главное сегодня уметь постоянно повышать свой уровень образования. Это должно стать нормой: не может быть статики в этих вопросах, иначе мгновенно начинаем отставать.

Примерно так.

Л.Лазицкая: Большое спасибо.

В.Путин: Пожалуйста, кто-то ещё? Прошу Вас.

М.Колягина: Уважаемый Владимир Владимирович!

Меня зовут Мария Колягина.

В.Путин: Извини, Маша, пожалуйста.

<…>


Источник — Президент России