Был город-фронт, была блокада…

размещено в: Даты. Дни воинской славы России | 0

Рассказы о ветеранах
Валентина Петровна Вилкова в раннем детстве испытала ужасы блокады и пронесла память о них через всю свою жизнь. К сожалению, сейчас жительницы блокадного Ленинграда уже нет на этом свете, она умерла в 2017 году, но в сердцах её детей: Сергея Нинелевича Вилкова и Марины Нинелевны Зиминой мама по-прежнему живёт, и они хорошо знают об испытаниях, выпавших на её долю в годы Великой Отечественной войны.

  • Мама родилась в 1936 году, — рассказывает Марина Нинелевна. – Её отец – коренной ленинградец, Пётр Алексеевич Макаров, мама – Антонина Васильевна. Оба работали на Кировском заводе.
    Когда началась Великая Отечественная война, Вале не исполнилось и пяти лет. Она была старшая из детей, брат Юрий родился в 1938 году, сестрёнка Альбина в 1941 году. И всем им довелось пережить страшную блокаду. Дети осаждённого Ленинграда особенно страдали.
  • Отец мамы воевал, погиб. Её мама осталась одна с тремя детьми, мал-мала меньше. Выживали, как могли. Пока были силы, Антонина Васильевна работала на Кировском заводе. Крохи еды, что перепадали семье, старалась детям отдать. Было голодно и холодно, мало кто пережил лютую зиму 1941 года с её сорокаградусными морозами, Заболела и глава семьи. Маме, как старшей из детей, было поручено ходить за хлебом. Бывало, не удерживалась пятилетняя девчушка и по дороге хлеб съедала. Дома её, конечно, сильно ругали за это. В следующий раз она крепилась изо всех сил, но приносила хлеб домой, берегла, как зеницу ока, хлебные карточки. По нескольку часов стояла в очереди на улице, даже в сильные морозы. А хлеба выдавали по 250, 150 граммов на человека, да и тот с примесями, — повествует Марина Нинелевна.
    В марте 1942 года умерла Антонина Васильевна Макарова. Дети остались совсем одни. Их разыскала тетя и сдала в приют: у самой на руках был малолетний ребёнок, боялась, не вытянет всех четверых.
    В июне 1942 года детей эвакуировали из осаждённого Ленинграда. Валентину, Юру и Альбину распределили по разным группам. Племянников из Ленинграда провожала их тетя.
  • Она потом маму нашла после войны. Я тоже сама была с ней знакома. Так вот тётя и рассказывала, что пароход с эвакуированными попал под сильную бомбёжку. Налетели гитлеровские самолёты, и давай бомбить. Пароход получил сильные повреждения. По воде поплыли белые детские панамки, — говоря об этом, Марина Нинелевна не может сдержать слёз. И только успокоившись, продолжает:
  • В детском доме города Ковров Ивановской области Юры и Альбины уже не было. Они погибли при бомбёжке. В Книге Памяти города Санкт-Петербурга дата смерти указана: 1942 год. А тетя потом всё не могла себе простить, что не забрала ребятишек. Может, живы бы остались, как знать…
    Валентина окончила ФЗУ, выучилась на токаря. Работала в городе Муроме. Там и суженого своего нашла — Нинеля Вилкова, который в армии служил. Поженились Валентина и Нинель в 1957 году и переехали в Новоспасское Ульяновской области (муж был родом из Радищевского района).
    Валентина Петровна работала на хлебокомбинате: рабочей по развозке хлеба, пекарем, кладовщиком. Нинель Фёдорович трудился киномехаником, шофёром в Сельхозтехнике. Он умер в 1996 году. А Валентина Петровна ушла из жизни 21 июня 2017 года.
    Но навсегда в памяти поколений подвиг ленинградцев — сильных, мужественных, смелых, волевых людей…