Совещание по вопросам развития юга России и Приазовья

размещено в: Новости | 0

Президент в режиме видеоконференции провёл совещание по вопросам развития юга России и Приазовья.

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы сегодняшнее совещание договорились посвятить задачам развития экономики, жилищной, транспортной инфраструктуры, а также вопросам экологического благополучия юга России и Приазовья.

Речь пойдёт о таких наших регионах, как Республика Крым, город Севастополь, Краснодарский край, Ростовская область и Республика Адыгея, Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области.

Сразу отмечу, что все эти субъекты Федерации располагают большим потенциалом развития, прежде всего в реальном секторе экономики, включая металлургию, машиностроение, агропромышленный комплекс.

На прошлой неделе в ходе Послания говорил о целом ряде мер, которые призваны поддержать деловую, инвестиционную активность на местах, чтобы по всей России открывались новые, сложные, высокотехнологичные производства, создавались эффективные, хорошо оплачиваемые, современные рабочие места.

С учётом этих решений рассчитываю услышать и подробный доклад о конкретных проектах экономического развития, которые уже реализуются или планируется запустить в южных и приазовских регионах.

Безусловно, перспективы для расширения бизнеса, для выхода отечественных компаний на внешние рынки связаны с укреплением транспортной инфраструктуры. Мы с утра уже с некоторыми коллегами на эту тему говорили.

Здесь, на южном направлении, есть узкие места, к сожалению. Прежде всего говорю о железной дороге. Эти узкие места сейчас тоже должны быть в поле нашего зрения. Железная дорога выполняет основную нагрузку по перевозке грузов, железная дорога работает с повышенной нагрузкой. В том числе растёт спрос бизнеса на перевозки в южные порты. Мы с вами хорошо знаем, сколько возможностей перевалки в портах только черноморского бассейна и возможностей железной дороги по транспортировке грузов в эти порты. Они, по-моему, раза в четыре отличаются друг от друга, около четырёх раз. То есть железная дорога может в четыре раза меньше грузов перевозить, чем могут порты перевалить. Прошу сегодня обозначить предложения по расширению пропускной способности железных дорог в сторону Азовского и Чёрного морей. В том числе предлагаю подумать о возможном разделении грузового и пассажирского сообщения на южном направлении.

При этом напомню об уже поставленной задаче. Что имею в виду? Нужно сократить до 16 часов время в пути пассажирских поездов от Москвы до черноморского побережья. Мы уже об этом неоднократно говорили. Азовское и Чёрное моря – это традиционные места отдыха, любимые миллионами наших граждан, и туризм – одна из ключевых отраслей экономики всего региона.

В Послании объявил о запуске масштабного проекта «Пять морей», который в том числе охватит азовские и черноморские регионы. Здесь будут построены современные гостиничные комплексы с отелями, лечебной и реабилитационной инфраструктурой, базами для водного туризма и отдыха.

Подчеркну: нужно сделать так, чтобы как можно больше наших граждан, семей могли отдохнуть в России, выбрать себе отдых по душе: пляжный, горнолыжный, познавательный и так далее. Причём по доступным ценам и с высоким уровнем комфорта.

Сегодня многие туристы едут на юг, на море, что называется, своим ходом: на автомобилях по скоростной трассе М-4 «Дон». В ходе Послания говорил и об идее строительства новой автомагистрали Джубга–Сочи на берегу Чёрного моря со множеством тоннелей и мостов. Мы сегодня тоже уже говорили на эту тему с некоторыми коллегами из Правительства. Мы в ходе совещания тоже остановимся на подходах к реализации этого сложного, капиталоёмкого, но, конечно, важного, востребованного проекта. С Председателем Правительства тоже обсуждали тему, понимаем, с чем это связано. Это капиталоёмкий проект. Нужно подойти к нему очень аккуратно, спокойно. Повторю ещё раз: нужный проект для людей.

В целом отмечу, что у нас большие планы по развитию автодорожной сети Азово-Черноморского региона. В ближайшие пять лет здесь будет построено и реконструировано 460 километров федеральных и 320 километров региональных дорог. Модернизируем съезды с трассы «Таврида» к южному побережью Крыма.

Отдельный вопрос – дальнейшее развитие так называемого азовского кольца, автодороги вокруг нашего уже внутреннего Азовского моря. Обязательно затронем и эту тему. Протяжённость азовского кольца, Марат Шакирзянович скажет об этом, сколько? Одна тысяча 400 километров? Прорабатывается расширение трассы с двух до четырёх полос движения.

Что бы ещё хотел добавить? Новая инфраструктура, дороги, сети – это важнейший фактор социально-экономического развития населённых пунктов, городов, регионов.

В прошлом году в Краснодарском крае, Ростовской области, в Адыгее, Крыму и Севастополе было введено 13 миллионов квадратных метров жилья. Это 12 процентов от общего объёма жилищного строительства в России. При этом градостроительный потенциал на 2030 год, то есть подготовленные и уже запущенные проекты, насчитывает более 74 миллионов квадратных метров.

Очень важно, чтобы набранные темпы строительной индустрии, а также наши инструменты поддержки, включая семейную ипотеку, работали на повышение доступности жилья для граждан, для российских семей. Чтобы они могли улучшать свои жилищные условия, переезжать в новые дома и новые квартиры. И конечно, такая жилая застройка должна идти синхронно со всей социальной инфраструктурой, включая школы, больницы, детские сады. С губернаторами, в том числе с губернаторами этих регионов, с руководителями регионов мы постоянно об этом говорим.

Отмечу также, что при федеральной поддержке наши южные регионы существенно нарастили объёмы расселения аварийного жилья, аварийного фонда. Важно не снижать такую динамику. Правительству уже поручено подготовить новую федеральную программу на этот счёт. Уверен, что коллеги в субъектах Федерации будут активно подключаться к этой работе или продолжать эту работу, где она уже идёт достаточно интенсивно.

Особое внимание надо уделить улучшению городской среды. В рамках соответствующего федерального проекта на юге и в Приазовье уже благоустроено более 2700 дворовых и общественных пространств. Как уже сказал, мы продолжим этот проект, безусловно. Сделаем акцент на поддержке субъектов Федерации, которые реконструируют набережные, парки, скверы, исторические центры городов. Рассчитываю, что регионы юга России также воспользуются этой возможностью.

И в заключение следующее: мы с вами встречаемся в Сочи, столице зимних Олимпийских игр 2014 года. В преддверии игр в городе был обновлён парк общественного транспорта. С тех пор прошло уже 10 лет. Текущее состояние автобусов, их экологический класс уже часто не отвечают требованиям жителей и гостей юга России, гостей Сочи. В этой связи предлагаю проработать вопрос комплексного обновления городского общественного транспорта Сочи – конечно, на основе отечественной техники, с учётом передовых экологических стандартов и высокого качества перевозок. И для сочинцев это важно, для всего Краснодарского края да и для всей страны, поскольку отдыхающие приезжают сюда со всей страны.

Пожалуйста, давайте начнём работать. Слово – Максиму Геннадьевичу Решетникову. Прошу, Максим Геннадьевич.

М.Решетников: Уважаемый Владимир Владимирович! Коллеги!

Азово-Черноморский регион – одна из ключевых точек роста на карте России. С учетом новых регионов это 12 процентов населения и 6 процентов производства товаров и услуг. Здесь сбалансированы структуры экономики: крупный транспортно-логистический хаб, сельское хозяйство, с которым связана треть обрабатывающей промышленности, развиты нефтепереработка, машиностроение, металлообработка и, конечно, туризм, о чем Вы сказали.

Дополнительным драйвером развития в последнее десятилетие стали Олимпиада в Сочи и возвращение Крыма. Бюджетные вложения в социальную, коммунальную, дорожную инфраструктуру полуострова, Крымский мост с подходами со стороны Краснодарского края, вложения в энергетику стали стимулом для притока частного капитала. В результате инвестиции здесь выросли в три раза по сравнению с 2014 годом, и прирост экономики полуострова также втрое опередил среднероссийские темпы.

В целом же к 2022 году почти все южные регионы опережали среднероссийские темпы роста, быстрее росла и промышленность, и туризм, и реальные денежные доходы населения.

Санкции для большинства южных регионов открыли новые возможности, которыми они активно пользуются. Последние два года все субъекты нарастили инвестиции, причем темпы роста в два раза превышают средний по России.

Быстрее, чем в среднем по стране, растет промышленность, и здесь действительно много примеров реализации реальных проектов. В Ростовской области реализуется два крупных проекта в нефтепереработке, в этом году запущен завод по производству комплектующих для сельскохозяйственной и дорожной техники. В Краснодарском крае будет построен завод по производству лимонной кислоты, крахмала, кукурузного глютена. Таких примеров много.

И регионы, и бизнес активно используют меры государственной поддержки: и реструктуризацию региональных долгов перед федеральным бюджетом в обмен на инвестиции, и инфраструктурные бюджетные кредиты, и соглашения о защите и поощрении капиталовложений, и другие инструменты.

Развитию регионов помогают преференциальные режимы, которые снижают налогообложение для бизнеса. В рамках свободной экономической зоны в Крыму и в Севастополе сейчас реализуется более 1200 проектов. Только в прошлом году бизнес инвестировал 40 миллиардов рублей.

Также в прошлом году по аналогии с Крымом в соответствии с Вашим поручением, Владимир Владимирович, была создана свободная экономическая зона в новых регионах, где предусмотрены дополнительные преференции с учетом специфики экономики территорий, в частности по металлургии. Более 70 предприятий уже стали резидентами, они планируют 40 миллиардов рублей инвестиций и создать 5 тысяч новых рабочих мест.

Также по Вашему поручению создаем особую экономическую зону в Ростовской области с профилем «Машиностроение и обрабатывающая промышленность», регион уже нашел резидентов.

Рост сельского хозяйства в южных регионах связан с мощной поддержкой государства в рамках программы АПК. В частности, при поддержке этих программ в Крыму заложены плодовые сады, построены тепличные комплексы, развивается виноделие и в Крыму, и в Краснодарском крае, в том числе благодаря принятым решениям по защите внутреннего рынка от продукции из недружественных стран.

В туризме показатели чуть снизились. Мы понимаем, что непростая ситуация по Крыму и по Севастополю. В первую очередь это вопрос транспортной доступности. Но чтобы поддержать туристическую отрасль полуострова, по Вашему поручению, в 2022-м и в 2023 годах была оказана поддержка туротрасли более 3 миллиардов рублей.

Какие видим тренды и перспективы? Экономика Азово-Черноморского региона продолжит расти быстрее, чем в среднем по экономике России, опережающими темпами.

Одна из ключевых точек роста – логистика. Портовые мощности имеют резерв. На сегодняшний момент они загружены на две трети. Есть потенциал для увеличения объемов перевалки. К 2030 году прогнозируется рост до 360 миллионов тонн прежде всего за счет развития портов Новороссийска и Тамань. При этом инвесторы заявляют о планах еще дополнительно увеличить мощности на 40 миллионов тонн к 2030 году.

Но основная подводящая железнодорожная инфраструктура обеспечивает около трети грузооборота портов, загружена полностью. Сейчас в рамках рассмотрения проекта инвестпрограммы РЖД предлагает нарастить ее мощность к 2030 году до 152 миллионов тонн.

В.Путин: Да и то, наверное, все-таки портовые мощности такие, что они могут перевалить больше.

М.Решетников: Они могут больше перевалить.

В.Путин: Там 400, по-моему.

Реплика: 490.

В.Путин: 490.

М.Решетников: 363 получается, плюс 40 плановых. Там надо по нефти отдельно, там перевалка большая.

Продолжится спрос также и на поездки на Юг. К 2030 году число турпоездок увеличится в два раза с учетом новых регионов, а значит, вырастит пассажирский трафик и на железных дорогах, и на автомобильных дорогах.

Но конечно, две трети туристов приезжают сюда авиационным транспортом, поэтому крайне важный сейчас проект – это реконструкция аэропортов Сочи. Минтранс и Росавиация нашли решение, чтобы сокращение потока при выполнении строительных работ было минимальным. Оно по последней схеме составит около 2 миллионов пассажиров в год, в начале предполагалось, что почти шесть будет.

Поэтому здесь коллегам огромное спасибо, но реконструкция крайне важна. РЖД предложат компенсирующие мероприятия, чтобы перевезти выпадающий пассажиропоток. Плюс к этому в этом году запланировано окончание реконструкции Геленджика, и на очереди Краснодар и Анапа. Плюс реконструкция аэропортов на новых территориях.

Растущий спрос на поездки потребует наращивания номерного фонда. К 2030 году, чтобы добиться тех цифр, которые обозначены как цель, нужно ввести 90 тысяч номеров дополнительно, и уже сейчас регионы заявляют в своих программах 82 тысячи номеров. При этом активно идут программы поддержки. По программе льготного кредитования уже строится 17 крупных отелей на 6 тысяч номеров, и сейчас мы проводим, заканчиваем новый этап отбора. В заявках еще 24 проекта на 7 тысяч номеров. То есть 13 тысяч номеров уже крупных проектов. При этом здесь бизнес активно сам инвестирует в небольшие гостиницы.

Жилищное строительство также останется важной точкой роста. Вместе с тем, если раньше численность населения увеличивалась за счет миграционного прироста, то теперь такого активного притока нет, и в перспективе, по оценкам Росстата, к 2030 году население останется примерно на том же уровне. При этом сохраняется потенциал урбанизации. Причиной этому является опережающий рост производительности в сельском хозяйстве, на сельских территориях. С этой точки зрения в крупных городах население будет расти. Плюс действительно накопился дефицит инфраструктуры, социальной, инженерной, и это надо учитывать при принятии градостроительных решений. Отдельными точками роста станут новые регионы. Здесь масштабные проекты по восстановлению инфраструктуры, Марат Шакирзянович об этом доложит.

Чтобы реализовать весь экономический потенциал южных регионов, нужно снимать три вида ограничений: в энергетике, в ЖКХ и в транспорте. В энергетике к 2029 году прогнозируется дефицит мощности на Юго-Западной части Азово-Черноморского региона. В этой связи будут устраняться сетевые ограничения. Минэнерго и Россети уже запланировали строительство воздушной линии 500 киловольт Тихорецк – Тамань к 2029 году. И сейчас Минэнерго готовит параметры для отбора по строительству новых объектов генерации объемом почти до 1 гигаватта.

Необходимые объемы строительства и генерации сетей будут скорректированы с учетом особенностей энергоснабжения Запорожской и Херсонской областей, в первую очередь выдачи мощностей и перспектив работы Запорожской АЭС. Это может дать сильный дополнительный толчок, здесь большая мощность, которая может помочь развитию всего региона.

В крупных городах имеется дефицит мощностей коммунальной системы. Сейчас проблема решается в рамках программ финансирования объектов ЖКХ, в частности по Вашему поручению были выделены средства из ФНБ на поддержку проектов ЖКХ. И на территории Юга 11 проектов на 28 миллиардов рублей в Ростовской области, в Краснодарском крае, в Адыгее и в Крыму поддерживаются.

Также здесь регионы активно участвуют в программе модернизации коммунальной инфраструктуры, реализуется госпрограмма развития Крыма и Севастополя, там много очистных запланировано, тоже идет работа.

По транспорту. С нашей точки зрения, есть еще потенциал дополнительной поставки грузов речным транспортом. Мы считаем, что порядка 13 миллионов тонн может дополнительно быть привезено в этот регион именно по реке, учитывая всю логистику. Чтобы этот речной потенциал реализовывать, нужна сбалансированная тарифная политика, координация железнодорожных и водных тарифов, чтобы и то, и другое грузить в зависимости от типов грузов, чтобы не было этого перетекания и ненужной конкуренции.

Также запланирован комплекс мероприятий Минтрансом на гидротехнических сооружениях Волго-Донского канала, Волго-Камского бассейна, а также требуется построить около 100 грузовых судов, чтобы провести все эти грузы, здесь Минтранс этим занимается.

Также использование рек позволит нарастить партнерство с прикаспийскими странами. У нас здесь еще большой транзитный потенциал. Ну и, конечно, вопросы расширения участков дорожной инфраструктуры. Здесь вопросы юго-западного обхода Краснодара, расширение участка М4 «Дон» на подходах к Ростову, это там, где сейчас узкие места, Вы о них сказали.

В целом, Владимир Владимирович, те решения, которые Вы озвучивали в Послании, создают серьезный ресурсный потенциал для развития всех регионов, предоставляют и развивают ту палитру инструментов, которая есть. И все это в совокупности позволит снять ограничения, которые есть, и поддержать тот действительно мощный экономический рост, который мы здесь видим в последние годы. Но это все требует в дальнейшем согласованной, слаженной работы, что сейчас и идет.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо.

Марат Шакирзянович, пожалуйста.

<…>


Источник — Президент России